Что такое ПАБ?
Представим ситуацию, несоблюдение правил техники безопасности сотрудника вашей организации привело к несчастному случаю. Далее сценарий таков: скорая помощь, извещение в Фонд Социального Страхования и Государственную Инспекцию Труда, внеплановая проверка ГИТ и т.д.
Думаете, что это не ваш случай? По статистике 88% работодателей, не уделяющих особого внимания соблюдению техники безопасности своими сотрудниками, сталкиваются с травмой на производстве. А ведь этих проблем очень легко избежать.
Помните поговорку: «Болезнь проще не лечить, а предупредить, уделяя внимание профилактике»
Профилактика травматизма – это ПАБ. Поведенческий аудит безопасности.
Это часть системы по охране труда. Эффективный способ объективно оценить риски на производстве, выявить опасные действия сотрудников и правильность обустройства рабочих мест.
ПАБ особенно важен предприятиям, которые ведут погрузо-разгрузочные, демонтажные работы, используют подъемные механизмы, перевозят опасные грузы и т.д.
Но, как показывает практика, в офисной работе травмы случаются не реже.
Процедура проведения аудита зависит от специфики организации. Общий план таков:
-
Руководитель издает приказ о проведении внутреннего поведенческого аудита безопасности на отдельных участках предприятия, назначает аудитора и членов комиссии.
-
Назначенный аудитор наблюдает отдельно за каждым сотрудником во время выполнения им производственного задания на рабочем месте.
-
Аудитор проводит беседу с работником, проговаривает опасные моменты и риски, выясняет причины нарушения техники безопасности (если они есть).
-
Комиссия анализирует полученные данные.
-
Составляют отчет о проведенном аудите, классифицируют риски и предлагаются варианты их устранения.
Отдельно отметим, что ПАБ проводится не с целью наказания нерадивых работников, а с целью выявления и предупреждения опасных ситуаций.
Инструкция для аудитора
На что обратить внимание, наблюдая за работником:
-
Поведение. Сначала понаблюдайте со стороны. Оцените, как сотрудник ведет себя, заметив наблюдателя (одевает средства защиты, перестраивает рабочий процесс).
Активные действия косвенно говорит о том, что он знает технику безопасности, но пренебрегает ей.
-
Положение. Оцените положение, в котором трудится работник на предмет опасности получения травмы, ожога, удара током, падения и т.д.
-
Средства индивидуальной защиты. Осмотрите работника, все ли предусмотренные для его должности средства защиты он использует. Оцените их состояние и удобство.
-
Рабочие инструменты. Осмотрите оборудование и инструменты, их состояние и правильность использования (наличие самодельных приспособлений).
-
Санитария и порядок. На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
-
Инструкции и документы. Рабочие документы должны быть доступны для работника и хранится в отведенном для этого месте.
Внимание! Если в ходе проведения аудита вы замечаете серьезные нарушения, остановите рабочий процесс немедленно!
После непродолжительного наблюдения подойдите к сотруднику, представьтесь и объясните суть разговора.
Схема проведения беседы (варианты):
-
Сотрудник соблюдает требования техники безопасности, нарушений и опасностей не выявлено. – Обязательно поощрите его. Отметьте, что вы цените правильность и безопасность его работы. Поблагодарите сотрудника.
-
Сотрудник не соблюдает требования или соблюдает их не полностью. – Обсудите с ним небезопасность его работы, возможные последствия и неблагополучные сценарии. Спросите, что мешает работнику соблюдать технику безопасности, может ли он работать по-другому. Установите дату инструктажа по ТБ. Поблагодарите за уделенное время.
Советуем фамилии неблагополучных сотрудников не включать в отчет и не привлекать к ответственности, а сотрудников, оказавшихся на высоте – поощрить премией или благодарностью. Это даст толчок остальным к совершенствованию.
Анализ полученных данных
Комиссия систематизирует собранные показатели и формирует отчет по аудиту. Укажите все нарушения и опасности, выявленные на рабочих местах в ходе проведения аудита. Классифицируйте их по тяжести предполагаемых последствий:
1. Возможна легкая травма.
2. Опасность тяжелой травмы.
3. Вероятен риск летального исхода.
Комиссия должна разработать порядок устранения опасностей. И предложить вариант изменения рабочих условий, учитывая проведенные с сотрудниками беседы.
Оригинал отчета передайте инженеру по охране труда, а копию руководителю отдела, где проводился аудит.
Кто должен проводить аудит?
Теоретически назначить аудитором можно любого сотрудника организации. На практике, чем выше проверяемое подразделение, тем выше должна быть должность аудитора.
Назначенный аудитором сотрудник, должен пройти обучение и получить инструктаж.
Аудитору необходимо:
-
Знать и применять
-
Трудовой кодекс РФ;
-
методические рекомендации о проведении ПАБ;
-
правила техники безопасности на предприятии;
-
Грамотно оценить
-
реальные угрозы и опасности на рабочем месте;
-
правильность ношения спецодежды и средств индивидуальной защиты;
-
адекватность применения инструментов и оборудования;
-
Уметь
-
правильно выстроить тактику беседы с проверяемым сотрудником;
-
вызвать его на доверительный разговор и понять причины нарушений;
-
сориентироваться и применить тактику «воронки» или «точечных вопросов» в процессе беседы;
-
анализировать полученные данные;
-
составить отчет для руководителя;
-
разработать систему решения проблем;
-
составить график и частоту проведения аудитов.
Если у вас возникли сложности с ПАБ – обратитесь в наш учебный центр
-
Мы за короткое время обучим ваших сотрудников всем нюансам проведения ПАБ;
-
выдадим Сертификат о прохождении курса.
Далее сертифицированный сотрудник сможет самостоятельно проводить ПАБ по индивидуальному графику вашей компании и консультировать других аудиторов. - Оформить заявку на бесплатную консультацию.